Кажется несправедливым, что по велению продюсеров, экран отдан российским актрисам. В процессе восстановления исторической справедливости, возникла трудность: многие украинские режиссеры не способны вспомнить десяток лучших.
Увы, они не просто мужчины, они - эгоцентричны, как дети. Если им не напоминать о себе, забывают. И, тем не менее, если предпринять некоторые усилия по "освежению памяти" режиссерам, то они, будучи людьми творческими, способны увлекаться. Таким образом, топ-10 превратились в топ-20.
Увы, многие талантливые театральные актрисы в рейтинг не вошли. В этой связи (испытывая острое чувство вины), напоминаем, что рейтинги субъективны, они всегда - заговор экспертов.
Опрошенные режиссеры-эксперты: Анатолий Матешко, Андрей Дончик, Владимир Тихий, Александр Итыгилов, Олесь Санин, Александр Стеколенко, Константин Шафоренко, Тарас Ткаченко, Ахтем Сейтаблаев, Владимир Яныщук.
"Наследница по прямой" Женя Гладий: "По первому образованию я переводчик, но как-то сразу поняла, что это не мое. Наверное потому, что семья актерская, я стремилась к этой профессии бессознательно.
Мне нравится экспериментировать и пробовать себя в самых разных ролях. Стараюсь понять каждый новый персонаж, примерить на себя. Ищу персонажей в себе, а себя нахожу в персонажах.
Хотелось бы сняться в историческом приключенческом фильме с захватывающим сюжетом, быть может даже фантастическом, а то бытовые драмы уже немного утомили".
Фильмы: "Evilenko", "Путеводитель", "Треск", "Русское лекарство", "Опер Крюк", "Любовь на асфальте", "Отряд", "Охота на "Вервольф", "Круиз".
Режиссер Олесь Санин ("Мамай"): "В ее драматической школе я уверен, к тому же у Жени прекрасная генетика (отец - выдающийся украинский актер Григорий Гладий). Амплуа? В силу возраста пока обречена играть любовниц богатых мужчин.
Но я ее вижу в древнегреческой трагедии. Она очень хорошо работает с партнерами, что большая редкость для киноактеров, предпочитающих работать только на камеру".
"Идеалистка" Анастасия Баша, актриса Театра Драмы и Комедии на Левом берегу Днепра:
"Актерской профессией круто заниматься для самосовершенствования. Если актер хороший, то всего того, что он добился в профессии, не видно в его жизни. Умного актера распознаешь по тому, как выпукло простроена его роль, иногда и вовсе не видно "швов" в образе и ты, несмотря на собственный профессиональный багаж, веришь тому, что видишь на сцене.
И если человек достиг такого уровня саморазвития, то в жизни он должен быть, по крайней мере, не хуже. Все, чего мне удается достичь на сцене, беру с собой в жизнь. И наоборот.
Думаю, что актеру нужно вести себя скромно и не выпячивать свое эго, отдаваться работе самозабвенно. Мечтаю сыграть Маргариту и Лолиту".
Фильмы: "Чуть больше чем, все остальные", "Панна", "Профессор в законе".
Режиссер Тарас Ткаченко ("Право на Надежду"): "Потенциал Насти в кино пока не раскрыт. К сожалению, ее снимают реже, чем хотелось бы, хотя она умна, талантлива, живет профессией. Настя действительно обладает уникальной способностью к перевоплощения и способна кардинально меняться внешне. Она может быть красавицей, светиться изнутри, и сыграть старуху в свои молодые годы".
"Оптимистка" Виталина Библив:
"Я - 62 килограмма счастья. Тот, кто хоть раз меня увидел, будет помнить очень долго. Не боюсь никаких ролей, не боюсь показаться смешной. Если образ изначально не интересен, буду делать все, чтобы заинтересовать режиссера и партнеров.
К примеру, если в сценарии есть девушка с папочкой, которая весь фильм молчит, то я обязательно придумаю что-то, что бы ее запомнили. Раневская тоже была королевой эпизодов. Мне, как и всем актрисам, хотелось бы сыграть свою историю, читая сценарий вдруг понять, что эта роль создана для меня.
Безумно люблю импровизировать, некоторые говорят, мне не надо ничего писать, я все сама придумываю. Хотела бы сыграть в "Солодкой Дарусе" Владимира Тихого, в "Женитьбе Гоголя" Агафью Тихонову. Думаю, что если бы ставил Михалков, то он меня осилил бы. И у Братьев Коэн хотелось бы сняться".
Фильмы и сериалы: "Миф об идеальном мужчине", "За все тебя благодарю", "Ангел-Хранитель", "Прощенное воскресенье", "Красный лотос", "Таинственный остров", "Мелодия для шарманки", и другие.
Режиссер Александр Стеколенко ("Тревожный отпуск адвоката Лариной"): "У Виталины есть отличное качество - самоирония. Можно много говорить об ее полиодаренности, она хороша и в драме, и особенно в комедии. Думаю, она отлично смотрелась бы в трагикомедии".
"Роковая женщина" Наталия Васько, актриса Киевского молодого театра:
"Когда я поступала в институт и очень нервничала, особенно по поводу своей внешности, замечательный педагог Александр Александрович Заболотный сказал мне: "не думай о том, как ты выглядишь, занимайся делом! Рассказывай залу историю". С тех пор стараюсь так работать. Важно быть живым на площадке, слышать дыхание спектакля.
Хотела бы сыграть в "Грозе" Островского, "Электру" Софокла и Сартра, "Мамашу кураж" Брэхта, "Федру" Рассина, и любую роль у Никиты Михалкова".
Фильмы и сериалы: "Такого не бывает", "Под знаком девы", "Гувернантка", "Держи меня крепче", "Сердцу не прикажешь", "Территория красоты".
Александр Стеколенко ("Тревожный отпуск адвоката Лариной"): "Актриса эксцентричная и с хорошей энергетикой, ей подходят роли сильных уверенных в себе женщин. Я снимал Наташу в рекламном ролике, и столкнулся с тем, что она настолько сильна энергетикой, что ей даже трудно подобрать соответствующего уровня пару".
"Повелительница ситкома" Ирма Витовская, актриса Киевского молодого театра:
"В Библии сказано: стучите, и вам откроется. Добавляю: но не выламывайте двери. Никогда ни о чем не прошу, если не открывают. Работая над ролью, вначале полагаюсь на интуицию, что-то придумываю, стараюсь найти сходство среди знакомых. Аартист должен быть наблюдательным.
На этом этапе важно придумать, но не уверовать. И если выяснится, что режиссер видит тот же образ, начинаю копать и выкладываюсь полностью, я - трудоголик.
90% актерской удачи зависят от партнера. Каждый выигрывает, если слышит и видит партнеров на площадке. Хороший актер всегда думает о партнерах, важно уметь отдавать.
Хотела бы сыграть какой-нибудь депрессивный или трагикомический персонаж".
Фильмы и сериалы: "Нескорений", "Леся+Рома", "Ангел-Хранитель", "Доченька моя", "Не наезжайте на деда Мороза", "Инспектор и кофе". "Акула", и прочее.
Анатолий Матешко ("День рождения Буржуя", "Даша Васильева. Любительница частного сыска. Крутые наследнички"): "У Ирмы сложная ситуация, к ней приклеился образ Леси из ситкома "Леся+Рома". Недавно работал с Ирмой (сериал "Акула") и рад, что помог ей избавиться от этого стереотипа. Ирму воспринимают как яркую характерную актрису, но я бы ее сравнил с Роми Шнайдер, в ней очень много женственности".
"Солнечный зайчик" Олеся Власова, актриса Нового Драматического театра на Печерске, ("Крыжовник"):
"Есть особый кайф актерской профессии - проживать другие жизни. Это так интересно играть других людей! Олесе Власовой может противно целоваться с чужими мужичинами, а ее героине, напротив, это очень нравится.
Нужно забыть себя, это самое сложное: сбросить все, стать проводником, чистым листом и пропускать через себя слова и мысли автора. И чем дальше от себя ты отойдешь, тем точнее выйдет, и тогда каждый спектакль как новый.
Завидую Михаилу Чехову, с ним его персонажи общались во сне. К роли подхожу рационально, очень много думаю о персонаже, и уже потом, от усталости включается интуиция.
В театре иногда кажется, что играешь ужасно, а тебя все хвалят, бывает и наоборот. В кино мне ни одна моя работа пока не нравится, наверное потому, что смотрю на себя со стороны. Хотела бы сыграть Жанну Д'Арк".
Фильмы и сериалы: "Отряд", "Колдовская любовь", "Странное рождество", "Доченька моя", "Девы ночи", "С Днем рожденья, королева!".
Режиссер Владимир Янощук ("Колдовская любовь", "Разлучница"): "Обаяние, женственность, красота. Как актриса она очень точно работает. Ее амплуа - героини социальные, романтичные".
"Красавица и чудовище" Юлия Волчкова, актриса театра Драмы и комедии на Левом Берегу Днепра:
"Для меня важнее всего не нести себя со сцены. Это значит, что есть жизнь героя, другого человека. Как говорил Станиславский: нужно уходить от себя как можно дальше. Мне нравится быть разной. Мне жаль, когда я смотрю ТВ и вижу российских актеров, так называемые медийные лица, которые никогда никого кроме себя самих не играют. Мечтаю сыграть Настасью Филипповну в "Идиоте".
Фильмы и сериалы: "Дикий табун", "Отель у моря", "Сердцу не прикажешь", "Женская работа с риском для жизни", "Куплю друга", "Давайте поиграем" и другие.
Режиссер Александр Итыгилов ("Давайте поиграем", "Колечко с бирюзой"): "Юле, к сожалению, достаются в основном роли одного плана - антигероинь, плохих женщин, стерв. Тому виной внешние данные. Но у нее большой потенциал, ей подходят роли со сложным, многослойным характером".
"Совершенство" Наталья Доля, актриса Национального театра русской драмы им. Леси Украинки:
"Кино для театрального артиста - другая жизнь. Духовный подъем ни с чем не сравним. Если в театре образ рождается в после длительной работы над ним, то в кино нужен результат, образ возникает как фантом. Артист, рассказывая историю, должен вызывать сопереживание и оставить после себя много эмоций и мыслей, для этого он выходит на сцену или съемочную площадку.
Мечтаю сыграть в сказке, причем все равно кого - Бабу Ягу или волшебницу, а еще в фильмах Педро Альмадовара, Никиты Михалкова и Станислава Говорухина".
Фильмы и сериалы: "Украденное счастье", "Долой стыд", "След оборотня", "День рождения Буржуя-2", "Шум ветра", "Жажда вострима", "Актер" и другие.
Режиссер Андрей Дончик ("Украденное счастье", "Жажда экстрима"): "Наташа органична во всех образах и обстоятельствах. Даже то, что для нее, на мой взгляд, чужое, она сыграет запросто. Я ее вижу как мелодраматическую актрису, но в театре она играет в мюзиклах, танцует и поет".
"Миссия выполнима" Олеся Жураковская, актриса Театра Драмы и Комедии на Левом берегу Днепра:
Актерская профессия очень серьезная. Поэтому даже когда я играю комедии, отношусь к этому с долей мистицизма. Актер это не просто профессия - это миссия. Актер должен говорить от души. Самая большая радость, когда получен ответ от зрителя, ты видишь реакцию людей. Значит время и силы потрачены не даром. С удовольствием сыграла бы любую героиню в потрясающих фильмах Альмодовара".
Фильмы и сериалы: "Профессор в законе", "Притяжение", "Начнём с начала, Марта", "За всё тебя благодарю", "Смерш-2", "Хуторок", "За двумя зайцами" "Фабрика счастья", "Возвращение блудного отца".
Режиссер Владимир Тихий ("Пуговица", "Таинственный остров"): "У Олеси мощнейшее драматическое дарование, к сожалению, в кино оно пока не раскрыто, но, думаю, это вопрос времени. Через несколько лет она будет драматической актрисой номер один в Украине".
"Коломбина" Людмила Загорская, актриса Киевского театра на Липках:
"Желание стать актрисой родилось раньше меня. Я свою профессию обожаю. Это всегда радость, даже когда устаешь. Радость не придет, если работаешь из под палки, ради денег или славы. Актер должен быть счастлив на сцене, тогда и зрители будут счастливы.
Несмотря на то, что я занимаюсь творческой профессией, я человек очень собранный. И ценю это в партнерах. Качественная работа невозможна без дисциплины, когда все собраны, тогда удается достигнуть очень интересных результатов.
Мечтаю сыграть в фильме у хорошего режиссера, к примеру, Милоша Формана, или Никиты Михалкова. Что касается персонажа, это должна быть сильная личность: Айседора Дункан, Марина Цветаева. В театре - Катарину из "Укрощения строптивой".
Фильмы и сериалы: "Охота за тенью", "Любовь неволею судьбы", "Тормозной путь", "Старая подруга", "Три тополя на Волхонке", "Бывшая", "Сердцу не прикажешь", "Хорошие парни", "Утесов".
Режиссер и актер Константин Шафаренко ("Женская работа с риском для жизни", "Охота за тенью"): "Универсальная актриса, талантлива во всем. Советую сходить в Театр на Липках, Люся там играет почти во всех спектаклях. Есть в ней особая искренность, непосредственность. Думаю, она и в 45 лет будет играть совсем молодых женщин".
"Госпожа Удача" Римма Зюбина, актриса Киевского молодого театра:
"Всегда стараюсь сделать всё от меня зависящее, люблю пофантазировать, побаловаться в кадре. Счастье, когда есть соответствующая атмосфера и понимающий режиссёр. Всегда, когда выхожу на съемочную площадку в голове слова Фаины Раневской: "Деньги проешь, а позор останется".
Думаю, что сериал "Госпожа удача" и роль алкоголички Гороховой стали для меня точкой отсчета, а пророческим стало название "Госпожа удача". Кстати, моя первая роль в театр была в спектакле "Хочу сниматься в кино". Мечтаю сниматься у талантливых режиссеров в любой, даже эпизодической роли. Очень люблю Ларса фон Триера и Алесандра Сокурова".
Фильмы и сериалы: "О безумной любви, снайпере и космонавте", "Женская интуиция", "Госпожа удача", "Леди Бомж", "Леди Босс", "Леди Мэр", "В двух шагах от Сансет-Бульвара", "Сокровище", "В двух километрах от Нового года", "Абонент временно недоступен", "Чужие тайны", "Акула", и другие.
Тарас Ткаченко ("Право на Надежду"): "Достаточно посмотреть фильмографию Риммы, что бы понять - это острохарактерная актриса. У нее широкое амплуа, но ее используют в одном ключе - она попала в ловушку своей характерной внешности".
"Герда" Анна Кузина:
"Очень люблю играть, а если еще кому-то интересно то, что я делаю, - мне приятно вдвойне! Мечтала стать актрисой с детства и, как мне кажется сейчас, это было предопределено.
Для меня актерская профессия - это образ жизни - поиск, иногда нелёгкий, но всегда увлекательный. Хочу, чтобы зрители меня видели разной, поэтому люблю поиск, эксперименты и всегда рада, когда мне предлагают роли, не похожие на те, что я играла раньше.
Мой учитель театральный режиссер Владимир Николаевич Оглоблин говорил, что искусство состоит из вопросов - к себе, к окружающему миру. В работе стараюсь следовать именно этому принципу.
Мне кажется, что я больше комедийная и характерная актриса. Хотела бы сыграть Марию Тимофеевну Лебядкину в "Бесах" Достоевского, а еще вампиршу или ведьму, партизанку и разведчицу".
Фильмы: "С днем рождения, королева!", "Тревожный отпуск адвоката Лариной", "Пуговица", "Таинственный остров".
Режиссер Владимир Тихий ("Пуговица", "Таинственный остров"): "Аня - это наш Мартин Иден в юбке, человек, попавший в профессию практически с улицы, и за 3 года добившийся максимума того, что возможно в наших неголливудских условия.
У нее широкое амплуа, бабушек, учитывая возраст еще играть рано, но ей под силу не только девочки-дурочки, но и злодейки с интеллектуальным уклоном".
"Хичкоковская блондинка" Катя Кузнецова, студентка Национального университета театра кино и телевидения имени Карпенко-Карого, победительница конкурса ТВ-программы "Танцюю для тебе":
"Пока у меня не было картин, где бы приходилось перевоплощаться полностью. Играла похожих на меня девушек.
Были роли, где приходилось играть стерв, но это я подсматривала в жизни. Все время внимательно наблюдаю за людьми и складываю их в "копилку".
Я из тех, кто считает, что если роль моя, то она от меня не уйдет. Если были хорошие пробы, а потом не утвердили, значит не судьба.
В кино нравится атмосфера, это что-то особенное. Буквально со слезами прощаюсь со съемочной группой после окончания проекта. И такая радость снова встретиться с этими людьми в новых картинах.
Когда поступала в институт хотела сыграть Лолиту, Элизу Дулитл, сейчас хочется чего-то более драматического - мечтаю о роли Сони Мармеладовой. Не прочь сыграть и комедийного персонажа, но пока во мне все видят голубых героинь".
Фильмы и сериалы: "Сердцу не прикажешь", "Ангел из Орли", "Большая разница", "Родные люди", "Женщина не склонна к авантюрам", "Психопатка", и другие.
Режиссер и актер Ахтем Сейтаблаев "Квартет для двоих", "Фабрика счастья"): "Мне кажется, у Кати огромный потенциал. Думаю, что она, прежде всего, характерная актриса, несмотря на то, что у нее внешность юной героини".
"Джульетта и кадеты" Ольга Лукьяненко, актриса Театра Драмы и Комедии на Левом берегу:
"Когда работаю, стремлюсь проникнуть в персонаж, если это отрицательный герой, всегда стараюсь его понять и оправдываю.
А вообще стараюсь жить сегодняшним днем и быть ответственным за свои поступки. То о чем мечтала, и Лолиту, и Джульетту, уже сыграла. Хотела бы играть роли сумасшедших, вроде Амели Пулен".
Фильмы и сериалы: "Акула", "Бумеранг", " Кадетство".
Режиссер и актер Константин Шафаренко ("Женская работа с риском для жизни", "Охота за тенью"): "Оля дочь моих однокурсников. Увидел ее в "Кадетах", подумал, мол, о-о-о симпатичная такая малолетка. А вот то, что она играет в спектакле Джульетту, говорит о многом: таланте, гармонии и счастливом совпадении".
"Русалочка" Виктория Малекторович:
"Это не я над ролью работаю, а она надо мной. Читаю сценарий и в меня начинают вползать образы, мысли, чувства. На съемочной площадке люблю людей, которые шутят, не выношу, когда ссорятся и кричат.
Меня нужно любить, обожать, тогда я сделаю невозможное, прыгну выше головы. Хотела бы сыграть Жанну Д' Арк, в "Жаворонке" Ануя.
А мама моя мечтает, чтобы я сыграла королеву в костюмном фильме, потому что все время снимаюсь в современных картинах и мои героини носят джинсы и майки".
Фильмы и сериалы: "День рождения Буржуя", "Русалочка", "Царевна", "Люблю тебя до смерти", "Женские слезы", "Дух земли", "Гибель империи", "Мужчина для жизни", "Две Юлии", "Всем привет", "7 маршрут", "Голубая Луна", "Mutterglük", "The job", другие.
Режиссер Анатолий Матешко ("День рождения Буржуя", "Даша Васильева. Любительница частного сыска. Крутые наследнички"): "Актриса европейского класса, и внешне, и по внутренней динамике, думаю, что ее героиня - современная женщина".
"Леди Макбет" Ирина Новак, актриса Национального театра русской драмы имени Леси Украинки:
"Соприкасаясь с любым материалом, хочется создать не просто образ, но линию человеческой души и прожить судьбу. В каждой моей героине стараюсь увидеть свет.
Пытаюсь найти болевые точки, раскрыть трогательные черты характера, и обязательно передать то, почему героиня может поступить тем или иным образом. Хотела бы сыграть Жанну Д 'Арк, Леди Макбет, Наташу Ростову".
Фильмы и сериалы: "Дикари", "Песня длинною в Жизнь", "Под знаком Девы", "Тринадцать месяцев", "Абонент временно не доступен", "Летний дождь", "Об этом не говорят", скетч-шоу "Смешнее, чем Кролики" и другие.
Режиссер Александр Итыгилов ("Давайте поиграем", "Колечко с бирюзой"): "Крепкая, разнохарактерная, интересная актриса, ее героиня умная, эмансипированная женщина".
"Офелия" Ольга Олексий, актриса Национального театра русской драмы имени Леси Украинки:
"Наличие кредо и желаний предполагает точное понимание результатов, которых собираешься достичь. Мои результаты так далеки от идеала, что мне куда более интересен процесс. Не мечтается мне сыграть, например, Соню, ибо жажду сказать человечеству нечто важное.
Нет у меня потребности вещать. Мне интереснее не констатировать, а узнавать. Люблю путешествовать в темах, сюжетах, в авторах. Хотела бы сыграть в "Сне в летнюю ночь", "Буре". Гертруду и Офелию в "Гамлете", Соню в "Дяде Ване".
Фильмы и сериалы: "13 месяцев", "1941", "День зависимости", "Разлучница".
Режиссер Владимир Янощук ("Колдовская любовь", "Разлучница"): "Сильная актерская индивидуальность. Создает ощущение чистоты, трепетности, беззащитности, поэтому и работал с Олей".
"Ангел" Леся Самаева, актриса Театра Драмы и комедии на левом берегу Днепра:
"Попадая в театр и кино, человек понимает, что он не одинок в своих чувствах и переживаниях. Очень счастлива, что выбрала эту профессию. На глазах у зрителя происходят метаморфозы от горя до радости, от тоски до веселья.
Зрители приходят посмотреть на жизнь со стороны, будто через замочную скважину, и всегда чувствуют неправду. Важно создавать роль здесь и сейчас, а не играть вчерашний спектакль.
В детстве мечтала сыграть Констанцию в ''Трех мушкетерах'', поступая в театральный институт, хотела сыграть Розмери или Николь из романа Фицджеральда Скотта "Ночь нежна''.
Сейчас понимаю, что мечтать что-либо сыграть бесполезно и неосуществимо. Но все же хотелось бы сыграть Лесю Украинку, Татьяну из "Евгения Онегина''.
Фильмы и сериалы: "Девять жизней Нестора Махно", "Сестры по крови", "Чужие тайны", "Саквояж со светлым будущим", "Оранжевое небо", "Профессия жена".
Режиссер и актер Ахтем Сейтаблаев ("Квартет для двоих", "Фабрика счастья"): "В Лесе сочетается замечательный человек и талантливая актриса. Ее работы очень разнообразны: играет как героинь, так и острохарактерные роли с наличием нюансов".
"Редкая порода" Вита Смачелюк:
"Независимо от того, где я нахожусь, будь это съемочная площадка или театральная сцена, важно быть честной перед собой и зрителем. Не важно кого играть, я не боюсь работать. Интересен сам процесс создания персонажа.
К роли можно идти как от внутреннего состояния, так и от внешних проявлений - пузо подложить, штаны-треники надеть, и уже что-то начинает рождаться. Персонажи появляются по-разному, я люблю экспериментировать, иду на поводу у режиссеров, и настолько, насколько, это возможно, стараюсь вести их за собой. Хотела бы сыграть Родиона Раскольникова в "Преступлении и наказании".
Фильмы и сериалы: "Прорвемось", "Пять минут до метро", "Бывшая".
Андрей Дончик ("Украденное счастье", "Жажда экстрима"): "Когда я искал актрису для "Украденного счастья", у Виты были очень интересные пробы. Для меня это современная актриса, неожиданного, необычного типа. Амплуа? По сериалам сложно судить. В театре - травести".
"Шамаханская царица" Виктория Спесивцева, актриса, жена и муза театрального режиссера Андрея Жолдака, теперь живет в Берлине. (Что, впрочем, не помешало нашим экспертам- режиссерам о ней вспоминать).
Фильмы: "Мамай", "Атлантида".
Олесь Санин ("Мамай"): "Вика - любимая моя актриса. У нее не только огромный драматический потенциал, но есть и экранная притягательность, это особое качество, когда актера любит камера во всех его проявлениях. Вдобавок ко всему Вика прекрасно поет, жаль, что у нас не снимают мюзиклы".
По материалам: pravda.com.ua